Четверг 22 августа 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
       

Обобщение опыта по проектной деятельности

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки

со стороны семьи подобна сбору листьев

граблями в сильный ветер….»

А. В. Сухомлинский.

 

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется личность ребенка, в то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых родителей и педагогов. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.  Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, подчеркивают исключительную, приоритетную  роль семьи в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.  Сегодня родители не просто сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

В ФГОС ДО сформулированы  основные  требования по взаимодействию с родителями - объединение обучения и воспитания  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В соответствии с ФГОС ДО Организация  обязана:

-      информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  и программ дошкольного  образования;

-      обеспечить открытость дошкольного образования;

-      создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

-      поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

-      обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

-      создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)  детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка - это самое эффективное средство  развития дошкольника. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, я обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон РФ «Об образовании»  ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок.

  Анализируя деятельность по взаимодействию с родителями в детском саду «Сказка», можно  выделить основные линии или направления работы: информационно-аналитическое, информационно-просветительское,  познавательное и досуговое.

  1. Информационно-аналитическое направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть возрастные и индивидуальные особенности.

Проводя  анкетирование и  беседуя с родителями, я пришла к выводу, что мои воспитанники из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень развития. Данные сведения использовались и при планировании организационно-педагогической работы, и для привлечения родителей к оказанию помощи группе, и для определения дальнейших перспектив взаимодействия.

  1. Информационно-просветительское направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, и очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому особое внимание я уделяю эстетике оформления родительского уголка.

На стенде размещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в группе, конкретные игры, советы, задания. Для ознакомления родителям предлагаются нормативно-правовые документы, объявления, информационный материал различной тематической направленности.

Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат. 

В родительских уголках  были размещены:

- фотовыставки, такие как «Радуга детства», «Наши мамы – лучшие на свете», «Наши папы – бравые солдаты», «Наша группа».

- памятки-рекомендации, буклеты; 

- выставки  книг и  оборудования  (к  родительским  собраниям  и  отрытым  занятиям);  

- Папки-передвижки с информацией коррекционной направленности:  «Говори  правильно»,  «Артикуляционная  гимнастика».

В доступной форме размещается продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

Огромным информационным потенциалом для родителей  обладает личный интернет-сайт и сайт детского сада. Он не только обеспечивает открытость дошкольного образования, но и создает условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса. На сайте родители  могут  найти  информацию педагогической направленности, пройти онлайн-тесты, позаниматься с ребенком, задать вопросы и получить ответ.

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Целью этого направления является ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания и  обучения детей. В рамках этого направления проводятся родительские  собрания, открытые просмотры педагогических мероприятий, педагогические мероприятия с участием родителей, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я всегда была в поиске таких форм, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет  решить все поставленные задачи.   Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Это и масштабные проекты детского сада, такие как: инновационный социально-ориентированный проект «Зерноградский хлеб с теплом в каждый дом», региональный партийный проект «Книга в детский сад», и групповые проекты: «Мама солнышко мое», «Мой город»,    «Моя  семья», «Домик для птиц» и многие другие.

Наш совместный экологический проект «Сохраним ёлочку красавицу», разработан с целью формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.

В рамках этого проекта мы проводили наблюдения на прогулке, готовили мини-кормушки на елочки, дружно работали, расчищая дорожки к елочке.

Украсили нашу группу к Новому году. Организовали выставку творческих работ: совместная деятельность детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками». Наши родители принимают активное участие  в  совершенствовании  предметно-развивающей  среды детского сада и группы «Светлячки». Это оформление не только украшает просторные холлы детского сада, но и является мощным образовательным средством.

В нашем детском саду уже много лет существует традиция ставить на Новогодние утренники и Рождество не живую, а большую искусственную ёлочку. Родителями и детьми были изготовлены новогодние поделки, которыми были украшены ёлки, так же эти поделки приняли участие в выставках «Новогодняя игрушка», «Мастерская Деда Мороза» в рамках ДОУ.

 


 
А природоохранной акции, проведенной совместно с родителями, «Наряди ёлочку на улице города» не смог помешать крепкий мороз. 17 декабря 2016г. мы с ребятами  и родителями на детской площадке украсили красавицу ель яркими игрушками и сверкающей мишурой, а затем и гирляндой огоньков. Так природоохранная акция продолжилась веселым мероприятием для нас и ребят со всей улицы Зерновой г.Зернограда. Мы водили хороводы, играли, все ребята получили сладкие подарки от Деда Мороза.

 

Акция «Наряди ёлочку» в рамках проекта «Детские сады детям». Координатор проекта - председатель комитета по молодёжной политике, физкультуре, спорту и туризму

Законодательного собрания Ростовской области

 

Тутова Л.Н.

 

 Данные мероприятия способствовали повышению уровня экологической культуры воспитанников, педагогов, а также родителей  и активно включили их в образовательные отношения, показали значимость заинтересованности в сотрудничестве с детским садом, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повысили творческую активность  в природоохранной деятельности.

С целью формирования культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов был разработан и реализован проект «Организация здорового питания для здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».  Педагоги детского сада поставили перед собой задачу: сформировать у детей, родителей и педагогов детского сада устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.

  В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.

Все вышеперечисленные направления работы с родителями  известны. В чем же новизна? На мой взгляд, в эффективности и результативности тех или иных форм взаимодействия, но прежде всего -  в изменении позиции родителей по отношению к деятельности ДОО  из «сторонних наблюдателей» в позицию «активных участников».  

Каким же формам взаимодействия отдают предпочтение сами родители? С этой целью в группе было проведено анонимное анкетирование. Анализируя данные, были сделаны следующие выводы:

- Самой эффективной формой получения информации  о своем ребенке большинство родителей считает  совместную проектную деятельность - (58%).

- 72% - родителей хотят принимать участие в совместных досугах, конкурсах, праздниках, детско-родительских играх развивающего содержания.

Полученные  результаты  анкетирования еще раз убеждают   в  целесообразности использования инновационных форм взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. И какие бы  формы взаимодействия с семьей  мы не использовали, главным остается взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Своим опытом работы по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению  мероприятий в средней логопедической группе «Светлячки» я поделилась со студентами и педагогами ГБПОУ РО «ЗернПК» в рамках реализации  инновационного образовательного проекта «Сетевое взаимодействие детского сада и педагогического колледжа как условие успешной реализации требований ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования».

Ведь чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

  Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые качества для жизни в обществе.

 

 

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого

зависит безопасность всего большого человеческого общества».
                                                                              Феликс Адлер

 

Полезные сайты для педагогов

 

        
         
           
              
              
         

 

 

 

Полезные сайты для детей и родителей

 

           
           
   

 

 

 

 Педагогические издания

 

 

безопасно для детей