Четверг 22 августа 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
       

Опыт работы

Инновационный проект

«Робототехника как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

 

(Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу Вас поздравить с удивительным событием - Будущее наступило! Ведь, многое из того о чем мы с Вами мечтали и фантазировали в детстве уже сбылось! Наука идет вперед, точнее, она стремительно летит, принося каждый день новые открытия! В мире все больше роботов, и создавать более совершенные, более «умные» машины стремятся многие. Ребенок, который сегодня получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать в новом мире и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это – весьма перспективная сфера для будущей профессии.

Сегодня, уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию инновационный образовательный проект «Робототехника как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

(Слайд 2) 

С внедрением инновационных технологий и разработкой новых образовательных средств появилась возможность организовывать конструктивную деятельность дошкольников на новом, современном уровне.

Работая с  конструктором  LEGO, дети  могут экспериментировать, обсуждать  идеи, воплощать  их в постройке, постоянно совершенствовать свое мастерство. Это повышает самооценку ребенка.  Умение принимать решения, действовать  самостоятельно,  воспитывает чувство уверенности в своих силах, а умение работать в коллективе формирует навыки коммуникации.  У детей формируется умение учиться, добиваться результата,  получать новые знания,  закладываются предпосылки  учебной деятельности. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Основным препятствием на пути активного внедрения LEGO- конструирования и робототехники в дошкольной организации, на мой взгляд, является недооценка   педагогами  возможностей данной инновационной  технологии, а также отсутствие методического сопровождения.

(Слайд 3)  

Целью моего проекта стало создание условий по развитию конструктивно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством  LEGO-технологии и робототехники. В соответствии с целью проекта я определила конкретные задачи, способствующие успешному ее достижению. Решение этих задач предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и активное сотрудничество с социальными партнерами.  

(Слайд 4) 

На первом (подготовительном) этапе, в сентябре 2017г., я изучила психолого-педагогическую и научно-методическую  литературу по вопросам  формирования конструкторского мышления и развития технических способностей детей старшего дошкольного возраста, а так же ознакомилась с  теоретическими разработками Николая Николаевича Поддьякова, Ярослава Андреевича Ваграменко, Миреновой А.Н.  в области детского конструирования, основ программирования и робототехники.

Проанализировав полученную информацию, пришла к выводу, что инновационные LEGO-технологии способны удовлетворить образовательные потребности дошкольников в широком спектре,  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Проанализировав Стандарты Дошкольного Образования, Программу: «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой,  А.Г. Гогоберидзе), Основную Образовательную Программу детского сада,  я пришла к выводу, что внедрение в образовательную деятельность LEGO-технологии и робототехники соответствует  целям и задачам нормативных документов.

(Слайд 5)

На втором этапе я разработала   систему занятий по конструированию для старшего дошкольного возраста с использованием LEGO-технологии и робототехники и включила в рабочую программу в соответствии с тематическим планированием.

Реализация основного этапа способствовала включению детей в активный познавательный процесс. Именно он дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.

(Слайд 6)

Сначала  дети рассматривали основные компоненты конструктора, вертушки, датчики, моторчик; закрепляли представления о величине деталей, цвете, размере и количестве креплений, знакомились со схемами и овладевали технологией конструирования.

Затем был сделан основной акцент на развитие логико-математических представлений через работу по алгоритму. Дети учились выбирать и отсчитывать предметы по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей.

(Слайд 7)

Самым интересным для ребят стало программирование заданного поведения модели с использованием ноутбука. Конечно, наши дети овладели только азами создания такого алгоритма, но с удовольствием излагали мысли, отстаивали  свою точку зрения, учились анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. В качестве самоконтроля после сборки  модели дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции. То есть если модель собрана неверно, она не сможет выполнять запрограммированные действия. Такие ситуации учат  не отчаиваться, признавать и  терпеливо исправлять свои ошибки.

(Слайд 8)

Практическое знакомство дошкольников с LEGO–конструктором и обучение способам действия с ним осуществлялось посредством различных методов и приемов. Ребята с удовольствием просматривали  фрагменты Лего-мультфильмов,  обучающие презентации,  изучали образцы деталей, схемы и экспериментировали с возможными способами соединения. С интересом слушали истории и рассказы, отгадывали загадки, рассуждали, решали проблемные ситуации.  По окончании конструктивной деятельности дети обыгрывали постройки и конструкции, придумывали сюжеты, моделировали ситуации. Свои знания и впечатления ребята раскрывали в новых моделях  и рисунках.

(Слайд 9)

Созданные LEGO-постройки и модели дети использовали в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, в дидактических играх и упражнениях,  при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. При организации работы с конструктором Lego Education WeDo происходило взаимодействие всех видов  детской деятельности, успешно решались задачи всех образовательных областей.

(Слайд 10)

Идея создания данного проекта возникла у меня в процессе наставнической деятельности со студентами Зерноградского педагогического колледжа, которая осуществляется в рамках сетевого взаимодействия. Моя инициатива была поддержана  методическим советом детского сада «Сказка» и получила свое дальнейшее развитие, благодаря тесному взаимодействию с педагогами колледжа.

(Слайд 11)

Совместно с педагогами колледжа «ЗернПК» был организован ряд мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по внедрению технологии Lego Education WeDo  в образовательное пространство ДОО.

(Слайд 12)

Деятельность по созданию в комнате математических игр Лего-острова  сплотила педагогов детского сада и педагогического колледжа, студентов, родителей и детей  в дружный коллектив единомышленников. С их помощью пополнилась предметно-развивающая среда группы  различными видами LEGO-конструкторов, схемами-образцами, картотекой игр,  «заработало» «Конструкторское бюро». Были оформлены альбомы «Технические профессии»,  «Приключения Электроника», «Вперед в будущее!»,  разработаны дидактические игры: «Опиши деталь», «Собери модель по памяти», «Поиск недостающей детали».

(Слайд 13)

Хорошо, когда твои начинания поддерживаются родителями. Они активно включились в процесс приобщения к техническому творчеству. Этот вид деятельности настолько увлек родителей, особенно пап, что вечером они с удовольствием изобретали и испытывали самые невероятные конструкции.

Не секрет, что в совместной деятельности дети и родители лучше узнают друг друга. Родители не только становятся нашими союзниками, но и инициируют новые формы организации совместной деятельности. Одной из эффективных педагогических находок моих родителей стала  Лего-площадка «Вместе весело играть!». Здесь каждый родитель может не только организовать игру с детьми, но и «поиграть» сам!

      Так, последовательно, шаг за шагом, через игру происходит процесс интегрированного развития детей, предполагающий  прогнозирование, экспериментирование, рассуждение, дает первый опыт работы с инструментами и программами, учит работать в команде и создает ситуацию успеха.     

 Такая организация образовательной деятельности соответствует целевым ориентирам  ФГОС ДО и способствует подготовке старших дошкольников к переходу в образовательную среду начальной школы. 

(Слайд 14)

На последнем, завершающем этапе я провела анализ и обобщение результатов  проектной деятельности. Основными показателями успешности детей в овладении конструктивными действиями при использовании Lego Education WeDo явились показатели, заявленные в методике диагностики Т.В. Фёдоровой.

Сравнительный анализ позволил выявить положительную динамику в овладении детьми  конструктивными действиями при использовании технологии  LEGO-конструирования и робототехники. Такой достаточно высокий результат позволяет высоко оценить эффективность использования заявленной технологии в образовательном процессе ДОО.

Конечно, мой проект – это только начало большого и интересного путешествия  в мир конструирования и робототехники.   

(Слайд 15)

Объективно оценив достигнутые результаты, я наметила дальнейшие перспективы.

Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта! Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом!

Провозглашенное нашим Президентом Десятилетие детства как раз и даёт нам возможность создать образ этого будущего, точнее, – сделать всё, чтобы этот образ был светлым, уверенным и надёжным!

(Слайд 16)

 

 

Литература

 

 

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

  2. Глушкова Г. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС // Дошкольное образование. – 2014. - №№ 8, 9, 11, 12.

  3. Глушкова Г., Барбашина Г., Муратова Е. Конструкторы LEGO  как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы. Методическое сопровождение // Дошкольное образование. – 2014. - № 5. – С. 84.

  4. Глушкова Г., Малтызова М., Чижова Т. Конструкторы LEGO  как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы. Методическое сопровождение // Дошкольное образование. – 2014. - № 4. – С. 65.

  5. Гризик Т. Развивающая предметно –  пространственная среда ДОО вместе с LEGOEducation. – Дошкольное образование. – 2014. - № 3. С. 89.

  6. Гризик Т., Глушкова Г. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. – Дошкольное образование. – 2014. - № 6. С. 62.

  7. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения

ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.-М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-2013.-100с.

  1. Климова С., Чилиланова Ю. Конструктор LEGO  как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников.  –  Дошкольное воспитание. – 2015. - № 4. – С. 95.

  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

  3. ПервороботLegoWeDo – Электронные данные.  –  LegoGroup, 2009.  –  1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  4. Распоряжение правительства Белгородской обл. от 28.02.2011 N 75-рп  «О концепции создания Белгородской интеллектуально-инновационной системы».  [Электронный ресурс]. http://lawru.info/dok/2011/02/28/n494077.htm

  5. Флешина Е.В. ЛЕГО – конструирование в детском саду. М.: Сфера, 2012.

  6. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.:Центр «Дошкольное детство», им. А.В.Запорожца, 1998г.

  7. Всероссийский учебно–методический центр образовательной робототехники/ официальный сайт. Режим доступа: http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=1055 

 

Полезные сайты для педагогов

 

        
         
           
              
              
         

 

 

 

Полезные сайты для детей и родителей

 

           
           
   

 

 

 

 Педагогические издания

 

 

безопасно для детей