Четверг 22 августа 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
       

Эссе на тему «Я - педагог»

 Конкурсное задание заочного тура третьего этапа областного конкурса

«Учитель года Дона - 2019»

в номинации «Воспитатель года»

  

Эссе на тему «Я - педагог» 

 

Подготовила и провела

Аказина Елена Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории

 

г.Зерноград, 2019

 «Только тот, кто сохранил в себе возможность

во всякую минуту стать лицом к лицу со своей собственной душой,

не отделяясь от нее никакими предубеждениями,

никакою привычкою — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других».

К. Д. Ушинский

 

Педагог, воспитатель… Он стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Ежедневно он открывает радость познания, учит видеть и понимать прошлое, жить настоящим и мечтать о будущем.  Это он  помогает постигать тайны природы  и вершины человеческой мысли,  познавать жизнь и находить в ней свое место.

Всем знакомо мудрое древнее изречение: «Настоящий учитель  – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». В этом то и состоит его человеческое, гражданское предназначение - вершить долгий, великий, созидательный процесс - формирование Человека. На этой великой мудрости и основывается мое педагогическое кредо.

Как часто приходится нам, взрослым людям, уже совершившим свой профессиональный выбор, задумываться о своем предназначении, о своей профессии? Но наступает время, когда возникает острая потребность заглянуть в самые потаенные уголки своей души, поразмышлять о смысле жизни, оценить свои возможности, проанализировать трудности и достижения.

Я - педагог 21 века. Само слово «педагог» означает «детоводитель», воспитатель, наставник, ведущий за собой детей к вершинам познания, преодолевающий препятствия и трудности на своем пути, но неуклонно стремящийся ввысь….

И, отправляясь в такой ответственный и увлекательный путь, я оглядываюсь назад, чтобы взять с собой  мудрость и образованность древних греков, системность и эрудицию средневековых философов, гуманизм и духовность педагогов эпохи возрождения, сохраняя при этом безграничную веру в неиссякаемые человеческие возможности педагогов современности.

А самое главное, что дает мне силы  с уверенностью идти вперед – искренняя любовь к детям. Ведь «только настоящая педагогика начинается с любви и кончается там, где кончается любовь».

Вся наша жизнь устроена так, что темп ее развития неуклонно меняется, набирая скорость и высоту. Мы едва поспеваем за ней. Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – уже не будет похож на сегодняшний! Парадокс, но факт - больше половины современных детей вырастут и овладеют профессиями, которых еще не существует! Как же должно измениться дошкольное образование? Как должны взаимодействовать участники образовательного процесса? Каким должен быть воспитатель сегодня, чтобы не остаться в стороне от происходящих перемен?

Мы, взрослые, порой удивляемся, с какой легкостью дети овладевают всем новым, будь то новый конструктор, смартфон, компьютер. А как быстро дети осваивают клавиатуру, пульт телевизора, интернет! Гораздо раньше, чем начинают читать и писать, а иногда и говорить… Несколько раз я была свидетелем того, как малыши настойчиво пытаются своими пальчиками «раздвинуть», увеличить  картинку в книге.

Да, ребенку с рождения присущи любопытство, любознательность  и огромный интерес ко всему новому. Каждый мой новый день обязательно начинается с вопросов, историй, происшествий и интересных случаев. Да и как может не интересовать ребенка: почему растекается вода, мокнет сахар, летает воздушный шар, липнет варенье? …. Миша  решил стать знаменитым парикмахером и вот уже второй раз за месяц подстриг челку, Маша регулярно разрисовывает стены – возможно, она будущий художник и дизайнер, Витя разобрал магнитофон, чтобы понять, где прячется звук, а Саша опустил смартфон в ведро с водой, чтобы проверить плавает ли он и работает ли под водой.

 Именно так, путем наблюдений, опытов и экспериментов, зарождается у моих ребят ошеломляющее ощущение познания мира и устойчивое желание его познавать. Ведь «самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам!»

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Как точно и ёмко написал Александр Сергеевич Пушкин.  И сколько открытий совершаем мы на восходящем пути просвещения сами, вместе с детьми, родителями, коллегами!

Тем и хороша профессия воспитателя – каждый день тебя ждет новое открытие, каждый день видишь любопытные глаза, возникают самые неожиданные вопросы, невероятные ситуации. И каждый день ты должен быть готов ко всему - открытий наберется достаточно, главное уловить их, понять и объяснить. 

Моя же задача сделать этот процесс управляемым  и  полезным,  ведь он должен рождать добрые чувства, быть направленным на  развитие ребенка, чтобы не только научить способам познания, но и помочь найти свою неповторимость, особенность, свой путь в пространстве этого мира.

За последние годы много изменений произошло в системе дошкольного образования от обновления программно-методического обеспечения, совершенствования материально-технической базы, создания новой предметно-пространственной среды, повышения компетентности кадрового потенциала, до повышения значимости личной творческой свободы каждого педагога. Эти изменения и дают нам ответы на вопросы: Чему учить? На чем учить?  И как учить?

Мне  доверено самое ответственное звено в системе образования – использовать различные методы, применять эффективные инновационные технологии, отбирать и создавать средства, чтобы мои ребята научились радоваться самым простым вещам окружающего мира, могли удивляться открытиям и совершать их сами! Иногда мне кажется, что не я открываю для ребятишек мир, а они ведут меня своими детскими, непостижимыми тропами в мир детства, искренних чувств и желаний. ….  Чистота их помыслов  создает прекрасные условия для общения и понимания самых сокровенных мыслей. «Зорко одно лишь сердце», — писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Сегодня инновационные технологии качественно меняют воспитательно-образовательный процесс, он становится динамичнее, эффективнее, многозадачнее. Мы успешно овладеваем новыми техническими средствами, инструментами и методами, выходим на новые уровни коммуникации. На данный момент, я вижу огромные перспективы для развития познавательного интереса у детей посредством экспериментирования, использования LEGO - конструирования и робототехники. Погружаясь в мир детского технического творчества, я с удивлением обнаружила, что становлюсь другим человеком: более увлеченным, уверенным в своих возможностях. Меняется мое мировоззрение. Теперь я понимаю более ясно и отчетливо свою миссию -  не только поддерживать зарождающийся интерес детей ко всему новому, но и, подобно навигатору, помогать определять ориентиры дальнейшего развития и движения вперед.

О том, каким должен быть воспитатель и процесс воспитания в целом, размышляют все: общество, педагоги, родители и даже дети. В этом единстве и заключен великий педагогический смысл. На мой взгляд, огромными возможностями обладает проектная деятельность, ведь когда все ставят перед собой единые цели, увлечены одним процессом и стремятся к одному результату – успех неминуем!

Да, моя профессия уникальна! Она даёт возможность постоянно развиваться творчески и духовно, не терпит шаблонов и отставания, всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг впереди.  

Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать современный педагог. Именно поэтому,  участие в конкурсах дает мне возможность, преодолевая трудности, добиваться желаемого результата на пути к вершинам профессионального мастерства. Мне посчастливилось войти в пятерку финалистов областного этапа конкурса «Учитель года Дона» 2018, а также стать участником XVI Всероссийского научно-практического семинара (с международным участием) в с.Кабардинка Краснодарского края. Впервые мне представилась возможность не только познакомиться с бесценным опытом столь авторитетного и влиятельного педагогического сообщества, но и самой успешно представить мастер-класс по теме: «Развитие конструктивно-исследовательской деятельности и технического творчества посредством технологии Lego Education WeDo». В атмосфере плодотворного профессионального сотрудничества  мне удалось почувствовать себя  достойным звеном в огромном механизме системы образования нашей страны.

Безусловно, мне есть к чему стремиться. Я верю, у меня впереди еще много непокоренных вершин…

Будущее не за горами. А это значит, что совсем скоро  программирование, робототехника, искусственный интеллект станут неотъемлемой частью деятельности педагога. И нам, педагогам,  надо успеть вписаться в этот процесс развития, при этом сохраняя и передавая детям незыблемость общечеловеческих ценностей: добра, любви, сочувствия, честности, верности, патриотизма.   И тогда это будущее принесет людям спокойствие и мир, оптимизм и надежду, любовь и созидание. А ради такого будущего стоит потрудиться в настоящем, не правда ли?

 

Полезные сайты для педагогов

 

        
         
           
              
              
         

 

 

 

Полезные сайты для детей и родителей

 

           
           
   

 

 

 

 Педагогические издания

 

 

безопасно для детей